Здравствуйте! Сегодняшний материал будет носить вводный характер. В нем мы расскажем, что из себя представляет интернет-магазин, почему их деятельность называют также «электронной коммерцией» и расскажем об основах работы подобных предприятий. В статье будут рассмотрены основные понятия и описана специфика работы данной отрасли бизнеса.

Для удобства восприятия и ориентирования по материалу, разобьем статью на небольшие разделы:

Интернет-магазин и электронная коммерция. Определения и понятия

Википедия дает четкое определение интернет-магазинам — сайт, продающий товары в сети Интернет. Сразу бы хотели не согласиться с данным описанием, и вот почему. То, что видит посетитель, зашедший на сайт интернет-магазина это всего лишь «оболочка», которая создана для того, чтобы упростить выбор и покупку товара. На самом деле всё намного глубже и сложнее, т.к. помимо того, что видит посетитель есть еще множество процессов и этапов работы интернет-магазина (обработка заказа, его доставка, программы по обслуживанию клиентов и прочее).

Именно поэтому, нам бы хотелось дать собственное определение этому термину.

Интернет-магазин (англ. e-shop, online store; рус. интернет-магазин, ИМ)специализированный вид бизнеса, основанный на дистанционном обслуживании и дающий возможность продавцу и покупателю совершать сделки по покупке-продаже того или иного вида товаров посредством сети Интернет.

На наш взгляд, данное определение выделяет основное отличие интернет-магазина как бизнеса, в том числе выделяет его от прочих отраслей предпринимательства — поиск, выбор и сама сделка по продаже товара совершаются через интернет, в роли витрины выступает сайт компании, графически стилизованный под полки с товаром.

Вы спросите: «а что тогда такое электронная коммерция и какое отношение она имеет ко всему этому?» Самое, что ни на есть прямое. Интернет-магазин является одним видов электронной коммерции. Чтобы было более понятно, дадим определение и этому термину.

Электронная коммерция (англ. e-commerce, e-comm,) — сфера мировой экономики, включающая в себя финансовые и торговые транзакции, которые проводятся при  помощи компьютерных сетей, а также все виды бизнес-процессов, связанные с проведением таких транзакций.

Тем самым, интернет-магазин и является одной из разновидностей электронной коммерции. Приведем пример — существует общее понятие — «бизнес», которое делиться на множество подвидов — торговля, сфера услуг, промышленность и прочие. Также и в случае с нашими понятиями — существует электронная коммерция, которая делится на множество отраслей, одной из которых и является сфера работы интернет-магазинов.

Виды интернет-магазинов

На какие виды может делиться интернет-магазин? Всё как и в обычном бизнесе:

  • розничная продажа (продажи на одного клиента идут в небольших объемах, зачастую по одной единице товара);
  • оптовая продажа (продажи идут в больших объемах, зачастую клиент является постоянным, что говорит о систематичности покупок);
  • продажа по системе дропшипинг (когда товара нет, а сайт магазина «продает» продукцию поставщиков, отправляя заказчику готовые заказы или покупая у него от имени своего покупателя).

И также используемое в практике деление на:

  • B2B (би-ту-би или «бизнес для бизнеса») — продажа или оказание услуг иным коммерческим предприятиям;
  • B2C (би-ту-си или «бизнес для клиента») — продажа или оказание услуг конечному потребителию.

Специфика интернет-магазинов

Итак, мы разобрались в определениях и видах, поэтому теперь предлагаем разобраться в специфике. Как мы выяснили ранее — главная особенность интернет-магазина — большая часть взаимодействия продавец-покупатель происходит в олнайне. Что именно:

Продавец

  • регистрирует доменное имя в сети интернет;
  • организовывает удаленное дисковое пространство для размещения на нем сайта интернет-магазина (хостинг);
  • создает сайт и размещая его на хостинге, тем самым давая возможность найти его в интернете;
  • проводит рекламу в интернете, привлекая оттуда клиентов;
  • консультирует посетителей по тем или иным вопросам;
  • принимает оплату за продаваемый им товар с помощью электронной валюты (оплата онлайн способом)

Покупатель 

  • пользуясь интернетом в целях поиска товара для покупки, с помощью поисковых систем может найти интересующее его предложение;
  • перейдя на сайт интернет-магазина может ознакомиться с ассортиментом продукции;
  • консультироваться с продавцом;
  • найдя подходящее предложение заказать и оплатить нужный товар;

Как вы видите, большая часть этапов покупки и продажи довольно успешно проходит дистанционно. Это является большим преимуществом. Но в тоже время, именно в этом и заключается одна из трудностей, которую надо преодолеть любому интернет-магазину — внушить доверие своему посетителю и расположить его к совершению покупки.

Уровень развития электронной коммерции в России еще недостаточно высок, и основная часть пользователей интернета (ваших потенциальных покупателей), несмотря на отличительные преимущества, довольно скептически относятся к покупкам в интернете. Ваша задача как руководителя — во всем доказывать посетителям, что именно ваше предложение самое выгодное на рынке и именно ваш магазин лучше всех окажет ту или иную услугу.

Кстати, вы наверное слышали такой термин, как «конверсия»? Владельцы интернет-магазинов спрашивают друг друга: «какой у тебя уровень конверсии?» В дословном переводе:

Конверсия — соотношение числа купивших к числу посетивших интернет-магазин.

Этот показатель является наиболее удобным и наглядным для оценки эффективности вашего бизнеса, который напрямую зависит от посещаемости сайта.

Как рассчитать конверсию? Очень просто. Объясним на наглядном примере. Допустим, что в день в ваш интернет-магазин заходит 500 уникальных посетителей. В течение этих суток в вашем магазине совершается 7 разных покупок (разными клиентами). В данном случае процент конверсии посетителей в покупателей равен 1,4% а рассчитывается он по формуле: 7 покупок/500 посетителей*100%=1,4%

Большинство финансовых расчетов с интернет-магазином зачастую происходит с помощью электронных валют, наиболее распространенными из которых являются:

  • Яндекс.Деньги
  • WebMoney
  • Qiwi.Кошелек

Но это совершенно не значит, что интернет-магазины не работают с наличными деньгами. По статистике, более половины оплат заказов происходят с помощью наличных денег, которые принимают курьеры во время доставки товара в адрес.

Отличительной особенностью интернет-магазина является также то, что покупатель не имеет возможности моментально получить товар, как бы он сделал при покупке в оффлайн-магазине. Данный вопрос решается следующими способами:

  • курьерская доставка товара покупателю в указанный им адрес;
  • почтовая доставка товара (может делиться на подвиды: доставка первым классом, доставка EMS);
  • выдача товара через постоматы (новая услуга на рынке электронной коммерции);
  • самовывоз товара.

Еще одной особенностью интернет-магазина является достаточно легкое обслуживание самого процесса работы сайта интернет-магазина. Условно — сайт это программа (набор программ, скриптов), которые при определенных навыках довольно легко настраиваются под ваши требования.

Также спецификой работы интернет-магазина является и довольно простое и действенное (при грамотном подходе) управление рекламными компаниями. Контекстные сети, партнерские программы — посетители любого сайта в интернете доступны для вас и могут стать потенциальными клиентами в течение пары часов.

Что из себя представляет среднестатистический интернет-магазин? На этот вопрос можно ответить, прикинув территорию продаж этого самого магазина.

Рассмотрим на примере интернет-магазина городского масштаба.

Постоянный состав:

  • учредитель, который зачастую и является директором и руководителем интернет-магазина. Обычно решает вопросы поставок, рекламы, контроля и организации процессов работы;
  • менеджер по продажам-консультант, который «сидит» на телефоне, ведет учет товарных позиций, изучает спрос, и прогнозирует предложение;
  • курьеры, если не используются услуги курьерской службы. Обычно в количестве одного-двух человек, в зависимости от количества продаж.
Временные (привлекаемые) сотрудники:
  • Дизайнер, постоянно дорисовывающий недостающие элементы сайты, баннеры и прочее;
  • программист. Любой владелец интернет-магазина скажет вам, что сайту всегда требуется техническая доработка, внедрение каких либо новых функций, упрощающих жизнь как посетителям, так и клиентам;
  • сеошник или контекстщик. Это специалисты, в ответственность которых входит продвижение сайта интернет-магазина в поисковой сети или ведение контекстной рекламной компании;
  • интернет-маркетолог. Специалист в области совершенствования продаж и интернете, к помощи и консультациям которого есть смысл прибегать раз в два-три месяца для анализа продаж вашего предприятия.

Из помещений присутствует свой офис, зачастую совмещенный со складом. Не забывайте, мы рассматриваем городской уровень и берем среднюю нишу по типу «детская одежда». У некоторых владельцев интернет-магазинов получается совмещать собственные квартиры и «складские помещения», что конечно же зависит от тематики продаж, т.к. в некоторых случаях товарный ассортимент позволяет хранить его дома.

Несмотря на кажущуюся простоту и преимущества интернет-магазина перед обычной торговой точкой, в первых присутствуют все те бизнес-процессы, которые присущи любой предпринимательской деятельности — регистрация в налоговом органе, кассовые аппараты, поставщики и заключения договоров с ними и прочее, зачастую рутинные процессы.

На этом мы хотели бы закончить сегодняшний материал и подвести некий итог данной статье. Открытие и развитие интернет-магазина на данный момент ОЧЕНЬ перспективное, и главное, прибыльное направление бизнеса в России. Электронная коммерция только только набирает свои обороты и ближайшие 4-5 лет будет только расти.

В тоже время, этот вид бизнеса явялется очень интересным, и почти безграничным, т.к. территория вашего «влияния» напрямую зависит от вашего желания и возможностей расширять канал продаж. Интернет почти безграничен, он есть в любой точке вашего города, области, региона, страны, и даже мира.

Но мы бы хотели и предостеречь начинающих коммерсантов. Каждый, выбравший электронную коммерцию в качестве источника дохода, должен трезво оценивать свои возможности, возможности своих клиентов и рынка, на который он хочет выйти. Вы также должны понимать, что интернет-магазин это не просто сайт. В первую очередь, это БИЗНЕС, это работающее коммерческое предприятие. Холодный расчет, проверка данных и постоянный анализ происходящего — вот чем должен ежедневно руководствоваться каждый владельец интернет-магазина.

С нашей помощью вы узнаете, как открыть по-настоящему продающий и успешный интернет-магазин! В комментариях к материалу мы готовы ответить на ваши вопросы и дать вам полезные советы.

Искренне желаем вам успехов в ваших начинаниях!

Термины и тезисы из материала: